Религиозное искусство — жанр, где темы обусловлены взглядами в области сакрального, веры в высшие силы в различных культурах и цивилизациях.
Наиболее архаичные памятники религиозного искусства сохранились со времён Древнего Египта.
Древние египтяне возводили огромные храмы своим богам, и представляли их в облике людей или животных. Их изображения сохранились на стенах культовых построек. Также сохранились образы в виде статуй. Основное правило религиозного искусства древних египтян, которым они руководствовались при возведении как храмов, так и статуй божеств — величественность исполнения.
В воображении древних греков их божества также представали в человеческих обличьях, только боги были наделены совершенной внешностью и физической красотой. Такими они и предстают в сохранившихся памятниках искусства античности. Древние греки также возводили храмы в честь своих богов, но в отличие от древнеегипетских, эти сооружения были не столь помпезны, архитектура была гармоничной. Взгляды на мир у представителей этих цивилизаций существенно отличались.
Афинский скульптор Фидий в V веке до нашей эры создавал настоящие шедевры религиозного искусства. Среди них была статуя Афины Парфенос, установленная в храме, посвящённом этой богине-покровительнице столицы Греции. В Афинах стояло и изваяние Зевса Олимпийского, в древности признанное одним из семи чудес света.
Временем господства религиозного жанра в искусстве Европы стала эпоха средневековья. Как в Визайтийской империи на востоке Европы, так и в странах Западной Европы основное задание религиозного жанра — донести посыл, месседж, а не в совершенстве изобразить персонажей сакральных текстов, или то, что их окружает. Пропорции, цветовая гамма, реалистичность перспективы, свет и тень — всё это могло уступить место символизму и упрощённости передачи образов.