Батальный жанр

Арт-статьи. Василий Верещагин, "Апофеоз войны". 1871.

Из названия популярного в искусстве батального жанра уже понятна его направленность: иллюстрация всего, связанного с военным делом. Предметом вдохновения художников-баталистов всех времён были знаменитые в истории битвы и их герои, ратные подвиги, триумфы и поражения, баталии на суше, на море и в воздухе, военная техника и корабли, знамёна и прочая сопутствующая атрибутика. Название жанра происходит от слова bataille, что в переводе с латыни означает “битва”. 

Конечно же, такую благодатную тему не могли обойти вниманием штатные пропагандисты патриотизма, идеологи и агитаторы всех мастей, времён и континентов. 

Что же представляет собой батальный жанр? Это жанр, воспевающий войну и героические подвиги её участников, создающий художественное измерение патриотической мифологии, пафос высоких свершений на поле брани, призванный вызывать патриотические чувства и способствовать вербовке участников новых войн во славу Отечества и его вождей. 

Кстати о вождях. Они любили заказывать картины, изображающие их триумфаторами и покорителями вражеских земель, ещё начиная с египетских фараонов. Наиболее выдающимся фараоном Древнего Египта был Рамсес ІІ, по приказу которого придворные живописцы батального жанра увековечили его победы над враждебными хеттами в изображениях храмов Рамессеум в Фивах и Абу-Симбеле. Подобные произведения батального искусства сохранились и в памятниках других культур ближневосточного региона. 

Мастера батального жанра из Древней Греции любили наносить рисунки соответствующей тематики на изделия из керамики — вазы, килики, амфоры, кратеры и прочие пелики. Помимо сосудов, героические деяния эллинов обретали воплощение в статуях и рельефах на стенах древнегреческих храмов. 

Батальное искусство Древнего Рима представлено монументальными формами: триумфальными арками и памятниками в виде колонн с обвивающими их спиралями рельефов. Сцены походов и побед на них были призваны свидетельствовать о могуществе Римской империи. Свидетельства военных триумфов украшали не только публичные места. В Помпеях археологи обнаружили мозаику со сценой битвы войск Александра Македонского и царя Персидской империи Дария III.

Арт-статьи. Рамсес II убивает пленников. Абу-Симбел. Начало XIII в. до н. э.
Рамсес II убивает пленников. Абу-Симбел. Начало XIII в. до н. э.
Арт-статьи. Триумфальна арка Тита. Фрагмент. Рим. 81 г.
Триумфальна арка Тита. Фрагмент. Рим. 81 г.

В средние века изображения баталий создавали в виде рисунков на гобеленах и в виде миниатюр на страницах книг. Однако в качестве самостоятельного жанра батальное искусство стало складываться в Европе в в XVI веке. В разные эпохи было немало выдающихся художников батального жанра. 

В XV веке в итальянском городе Флоренции создавал произведения батального жанра художник раннего Ренессанса Паоло Уччелло. Расписывая церкви и палаццо, он оставил выдающиеся работы, среди которых “Битва при Сан-Романо” — это трёхчастный фриз, на котором изображены сцены сражения между армиями двух городов в Италии, случившегося в 1432 году. Это происшествие автор произведения запечатлел по прошествии четверти столетия. Фриз был расположен в зале Палаццо Медичи — резиденции флорентийских руководителей. 

Паоло Уччелло обладал прекрасным чувством для художника — тонким юмором. Его произведение батального искусства под названием “Святой Георгий и дракон” содержит, на первый взгляд, традиционный для европейского искусства мотив — поражающий дракона воин. Но вот в версии Уччелло видим смирного дракона на поводке у дамы — и это существенно меняет смысл картины, лишая деяние рыцаря какой-либо практической необходимости. 

К первой половине XVI века относится творчество немецкого живописца Альбрехта Альтдорфера, создавшего картину в батальном жанре, имеющую два названия — “Битва Александра”, или “Битва при Иссе”. Она по праву считается главным шедевром среди его работ. На полотне сошлись в битве две армии — Александра и Дария. На это событие у художника-баталиста специфический взгляд: воины античности облачены в латы эпохи европейского средневековья. Величественность панорамы сражения подчёркивают два светила — садящееся солнце и сменяющая его луна. Но на заднем планы работы видим ещё более впечатляющее зрелище — пейзаж с необыкновенными красотами природы. Художник намекает — войны людей — суета и тщета по сравнению с красотой и величием природы, подлунного мира. Эта батальная работа должна была стать первой из серии произведений о знаменитых битвах древности.

Закрыть меню