Абстракционизм

Арт-статьи. Пит Мондриан, Композиция с цветными плоскостями и серыми линиями. 1918.
Пит Мондриан, Композиция с цветными плоскостями и серыми линиями. 1918.

Название этого течения в искусстве происходит от латинского слова abstractio, в переводе — “удаление”, “отвлечение”. 

Посмотрим, от чего удалялась и отвлекалась абстрактная живопись. 

Этот жанр далёк от изображения реалистичных объектов, он воспарил в такие высоты, с которых ничего предметного уже не просматривалось. 

Художники-приверженцы абстракционизма сочли, что им достаточно использовать цветовые сочетания, самое большее — геометрически формы, и для создания прекрасного больше им ничего не нужно. Реалистичность казалась унылой, чтобы сохранять с нею какие-то связи, уж лучше искусству осваивать неизведанные берега. 
Всё случилось отнюдь не внезапно. Ещё в средние века китайские художники разбрызгивали на поверхности бумаги чернильные капли, создавая спонтанную иррациональную живопись. Еле уловимые очертания созданных ими пейзажных работ навевают задумчивое настроение. 

Такие художники как Ванг Мо, Лян Кай, Юй Цзянь, Чжу Дерунь умели дать волю фантазии и стереть барьеры между сном и явью. 

На абстрактное искусство можно посмотреть и с другой стороны — ведь именно так абстрактно воспринимают ту же каллиграфия китайского языка, да и арабески, не знакомые с этими языками и не понимающие смысла написанного. А ведь каллиграфия, как и арабески — искусство, пришедшее из седой древности. 

Европейским живописцам к исходу позапрошлого столетия надоело писать в сколько-нибудь реалистической манере, и они начали поиски неизведанного.

Арт-статьи. Джеймс Вистлер, Ноктюрн в чёрном и золотом: падающая ракета. 1872.
Джеймс Вистлер, Ноктюрн в чёрном и золотом: падающая ракета. 1872.
Арт-статьи. Пауль Клее, Огонь вечером. 1929.
Пауль Клее, Огонь вечером. 1929.
Арт-статьи. Казимир Малевич, Супрематическая композиция. 1915.
Казимир Малевич, Супрематическая композиция. 1915.

Приход нового дивного времени обозначила картина Джеймса Вистлера “Ноктюрн в чёрном и золотом: падающая ракета”. Созданная в 1872 г. абстрактная работа маслом засвидетельствовала, что отныне для художников форма стала важнее содержания. 

Однако официальное рождение абстракционизма произошло позднее, приблизительно к 1910 г. В числе первых живописцев, трудившихся в новом жанре, были голландский мастер Пит Мондиан, художники из Восточной Европы Франтишек Купка, Казимир Малевич и Василий Кандинский. К слову, Кандинский и обосновал новый стиль теоретически, выпустив работу “О духовном в искусстве”. 

Этот живописец совмещал теорию и практику, воплощая на полотне своё мировоззрение, говоря со зрителем на новом художественном языке. Потому именно Кандинскому отдаётся пальма первенства в изобретении абстракционизма и посох его вождя. 

Среди первых художников — родоначальников абстрактного искусства начала минувшего века был и Пит Мондриан. Его кредо — уход от привычных форм в живописи и уход к чистым абстракциям. Мироздание ему виделось гармоничным, если изображалось чёрными линиями, которые создавали закрашенные разными цветами клетки. В ХХ веке его открытиями воспользовались коллеги из сферы дизайна и архитектуры. 
Зачинателем стиля супрематизм в абстрактном искусстве был Казимир Малевич. Этот живописец был уверен, что его стилистика — вершина в живописи, ведь слово supremus переводится с латыни как “наивысший”. он видел: искусство способно родиться из недр геометрии. Арт-пространство создавали на его произведениях комбинации фигур геометрии. Ему принадлежит и самое знаменитое произведение абстракционизма, о котором, кажется, слышали все — “Чёрный квадрат”.

Закрыть меню